Эффект «проигрыша» при выполнении простой сенсомоторной задачи в ситуации соревнования (на английском языке)
Аннотация
В статье рассматриваются особенности выполнения сенсомоторного навыка в ситуации соревновательного давления. Выдвигается предположение, что разрушение навыка не является отдельным феноменом – эффект лучше объясняется специфической реакцией на уже совершенное ошибочное действие, которое, в свою очередь, приводит к последующей деавтоматизации навыка и дальнейшим ошибкам. Испытуемые тренировались выполнять задачу попадания мячом в лунку (виртуальный гольф), дальность полета регулировалась через время удержания клавиши на клавиатуре компьютера. Затем испытуемые принимали участие в онлайн-соревновании внутри пары, где результаты соперника демонстрировались испытуемому. Фиксировался уровень притязаний (УП). На этапе тренировки не было обнаружено значимых различий между группами с низким и высоким УП, однако на этапе соревнования группа с высоким УП оказалась значимо хуже, чем группа с низким УП. Был обнаружен общий фреймовый эффект, обозначенный как “проигрывание”: при наблюдении негативного счета на табло испытуемые с более высоким уровнем притязаний совершали больше ошибок. Улучшения результативности после попаданий в цель не наблюдалось. Кроме того, удалось обнаружить ошибки, связанные с реактивным эффектом: в соревновании увеличивается доля ошибок, вызванных собственным промахом в предыдущей пробе. Повышается не только количество ошибок после промахов – их характер также претерпевает изменения, поскольку увеличивается величина промаха и меняется тенденция оценки временных интервалов. Описанные результаты можно интерпретировать как свидетельство изменений в процессе контроля.