Эффективно поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11-го класса школы в России

  • Татьяна Евгеньевна Хавенсон Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Татьяна Александровна Чиркина Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: выбор образовательной траектории, эффективно поддерживаемое неравенство, Р. Будон, первичный и вторичный эффекты семьи, социально-экономическое неравенство, дифференциация системы образования

Аннотация

Вследствие ряда социальных и демографических изменений в последние годы в России значительно увеличилось количество доступных мест для получения высшего образования и одновременно уменьшилось количество претендентов на них. Теоретически это могло бы привести к повышению равенства в доступе к высшему образованию со стороны разных слоёв населения. В статье впервые на данных России проверяется теория эффективно поддерживаемого неравенства, согласно которой количественное увеличение мест, доступных для получения определённого уровня образования, не приводит к снижению социально-экономического неравенства, поскольку внутри данного уровня возникает неравенство за счёт качества получаемого образования. На данных лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии» изучаются два типа образовательного выбора, совершаемого выпускниками после окончания 11-го класса школы: (1) между средним профессиональным и высшим образованием и (2) между селективным и неселективным вузами. Согласно теории Р. Будона, изучается эффект воздействия социально-экономического положения семьи на выбор образовательной траектории напрямую и опосредованно, через успеваемость. Результаты показали, что после 11-го класса непосредственная роль социально-экономического положения более важна для перехода на академическую траекторию, нежели усилия семьи по повышению успеваемости. Учащиеся из семей с низким социальным статусом, даже имея высокие образовательные достижения, реже делают выбор в пользу университета, нежели в пользу учреждений профессионального образования. При выборе между селективными и неселективными вузами воздействие семьи через успеваемость ослабевает ещё в большей мере. Характеристики семьи напрямую сказываются на выборе траектории, становясь ключевыми предикторами.

Биографии авторов

Татьяна Евгеньевна Хавенсон, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования
Старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации департамента социологии факультета социальных наук
Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, 20

Татьяна Александровна Чиркина, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Стажёр-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики
Преподаватель департамента образовательных программ Института образования
Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, 20

Опубликован
2018-11-30
Как цитировать
ХавенсонТ. Е., & ЧиркинаТ. А. (2018). Эффективно поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11-го класса школы в России. Экономическая социология, 19(5), 66-89. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2018-5-66-89
Раздел
Расширение границ