https://usp.hse.ru/issue/feed Городские исследования и практики 2025-11-27T19:06:25+03:00 Кодзокова Диана Руслановна (Kodzokova Diana) dkodzokova@hse.ru Open Journal Systems <p class="first_child ">Журнал «Городские исследования и практики» — это двуязычный научный рецензируемый журнал. Цель научного издания - содействие формированию современной профессии урбаниста, развитие теории и практики функционирования и развития городов, агломераций и социально-территориальных сообществ.&nbsp; Журнал является новой площадкой, на которой начинающие и уже опытные городские исследователи и практикующие специалисты в области градостроительства могут обмениваться опытом и знаниями с помощью эмпирических и теоретических исследовательских статей, рецензий, обзоров научной литературы российских и зарубежных авторов.</p> https://usp.hse.ru/article/view/29891 Прибрежная территория как стратегия накопления: городское озеленение, создание недвижимости и превращение воды в актив 2025-11-27T18:57:11+03:00 Марк Ашер mark.usher@manchester.ac.uk <p>Настоящее исследование обращается к истокам сингапурской программы развития прибрежных территорий, чтобы показать, как на протяжении трех десятилетий городское озеленение, девелопмент недвижимости и джентрификация нового строительства тесно переплетались между собой; работа завершается анализом планов по созданию «Большого Южного прибрежного района». Во всем мире городские прибрежные зоны были переориентированы с промышленных на рекреационные функции, способствуя переходу к экономике услуг и недвижимости. Детальные исторические исследования того, как городское озеленение содействует этой социоэкономической трансформации, чрезвычайно актуальны для современной критики водно-зеленой инфраструктуры, которая как инструмент планирования и дизайна основана на ассетизации природы. Развитие прибрежных территорий имело ключевое значение для городского обновления в Сингапуре. Благодаря масштабному переключению капитала оно позволило вывести высокоценную землю на рынки недвижимости, тем самым укрепив статус правительства как «государства-собственника» и ускорив экологическую джентрификацию. В статье показано, что прибрежные территории стали новым инструментом для предпринимательского управления и либерализации планирования. Подчеркивается, что внедрение водно-зеленой инфраструктуры, в котором Сингапур был пионером в 1990-х, определялось прежде всего политико-экономическими целями (регенерация городов, повышение класса недвижимости, диверсификация экономики), а не принципами устойчивого развития. Автор утверждает, что государственные власти ассетизировали воду, капитализируя ее уникальные биофизические свойства, чтобы открыть новые возможности для накопления капитала на прибрежных территориях и обеспечить метаболическую основу для финансиализации земли и недвижимости.</p> 2025-09-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Городские исследования и практики https://usp.hse.ru/article/view/29892 Порт и город: пространство потоков и пространство мест на микроуровне (на примере Пирея) 2025-11-27T18:57:19+03:00 Елизавета Алексеевна Щеглова shcheglova.elizaveta.0501@gmail.com Руслан Ахмедович Дохов dokhov@geogr.msu.ru <p>Пространственные взаимодействия между городами и портами формируют особые интерфейсы, динамика которых может быть описана на внутригородском уровне при помощи концепции М. Кастельса о пространствах потоков и мест. Стадиальное расширение портовой деятельности определяет переструктурирование портовых городов, сопровождающееся изменением моделей их сопряженного развития. На материале активно трансформируемого китайскими инвестиционными программами крупнейшего порта Средиземноморья Пирея предпринята попытка раздельного картографирования этих пространств и последующего анализа их взаиморасположения. Оба пространства операционализированы через характерные типы объектов, плотность которых показывает структуру исследуемых пространств. В областях пересечения пространств мест и грузовых потоков формируются пространственно-временные разрывы, локализующие конфликт между двумя территориально разнесенными и различными по объему власти взглядами на город: местных сплоченных акторов через сплошное самоценное территориально-замкнутое пространство мест и внешней трансконтинентальной логистической корпорации, стремящейся к оптимизации автоматизированного движения грузов. Пространственная логика такого конфликта не уникальна для Пирея, поэтому разработанный подход может быть применим к анализу планировочных решений при расширении логистической деятельности в других портовых городах для минимизации вызываемых ими пространственных конфликтов.</p> 2025-09-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Городские исследования и практики https://usp.hse.ru/article/view/29893 Сценарии трансформации интерфейса «порт-город» в Антверпене и Роттердаме 2025-11-27T18:57:27+03:00 Анастасия Владимировна Пилецкая anastasia.piletskaia.03@gmail.com <p>Дуалистичность функционального и институционального устройства портового города обусловливает асинхронность его пространственного развития. Две сопоставимые по площади территории с принципиально различным набором функций — порт и, собственно, город — имеют общую и довольно протяженную границу, положение которой не статично во времени из-за более быстрой реакции порта на внешние, глобальные импульсы (такие, как «контейнерная революция» XX в.). Стимулируемый модернизацией портовой экономики и ее регионализацией пространственный рост порта на периферии снижает эффективность использования старых промышленных участков набережной в черте города. Образующееся лиминальное пространство — интерфейс «порт-город» — становится зоной соприкосновения и конфликта интересов различных сторон. В статье рассматриваются сценарии трансформации бывших портовых территорий на примере Антверпена и Роттердама, оценивается их влияние на пространственное развитие городов в целом посредством сравнения распределения доходов населения. Выявлены три последовательных сценария: строительство социального жилья, мегапроекты государственно-частного партнерства (Коп ван Зюйд, Эйландье) и комплексный редевелопмент (программа «Городские порты» в Роттердаме). Результаты показывают, что ранние сценарии привели к формированию ареалов устойчивой бедности, а последующие мегапроекты — к джентрификации и усилению социально-экономической поляризации, тогда как новый подход нацелен на симбиоз портовых и городских функций, создавая возможности для малого бизнеса и наукоемких производств.</p> 2025-09-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Городские исследования и практики https://usp.hse.ru/article/view/29895 Комфортизация в (не)месте: функциональная и символическая динамика мостов Москвы в контексте проектов благоустройства 2025-11-27T19:05:42+03:00 Александра Александровна Лаврентьева horizontrol@mail.ru <p>В научном дискурсе редко можно встретить изучение мостовых территорий как арены символических и социальных действий, несмотря на набирающее обороты благоустройство подобных пространств, которое нацелено на диверсификацию пользовательского опыта. В статье исследуется роль городских проектов благоустройства в динамике символического и социального функционирования пространств мостов. На основе ретроспективного анализа, изучения программ благоустройства и полевого исследования шести московских мостов, пересекающих реки, автор выявляет ключевые факторы динамики символического и социального функционирования мостовых пространств, сравнивая между собой мосты с реализованными проектами благоустройства и без них.</p> <p>В ходе исследования были отмечены положительные эффекты благоустройства мостовых пространств в динамике: повышение функционального разнообразия территорий, преобразование городских пустот в облагороженные пространства, возникновение новых материальных носителей символов. При этом благоустройство среды часто оказывается направленным на досуговые и спортивные функции территорий мостов, оно зачастую фрагментарно затрагивает конкретные элементы мостовых пространств, что формирует поляризацию функций и символов в их внутреннем устройстве. Таким образом, мостовые пространства у воды оказываются очагами развития среды, которые имеют потенциал интеграции в городскую ткань.</p> 2025-09-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Городские исследования и практики https://usp.hse.ru/article/view/29896 Экстрактивные хинтерланды Финикса: вода, люди, компании 2025-11-27T19:06:15+03:00 Никита Дмитриевич Панфилов panfinik@yandex.ru Руслан Ахмедович Дохов dokhov@geogr.msu.ru <p>В последнее десятилетие в социальных науках получил распространение термин «экстрактивизм» — совокупность практик, превращающих развитие в эксплуатацию ресурсов, которая сопровождается отчуждением локальных акторов. Экстрактивизм периферизирует территорию присутствия с помощью движения фронтиров добычи ресурсов и прибыли. Такие территории становятся экстрактивными хинтерландами. В этой статье рассматривается городской экстрактивизм — подход к развитию, при котором город выступает как центр, извлекающий разнообразные ресурсы с окружающих территорий, зачастую без компенсации или устойчивой связи с этими регионами. На примере Финикса исследуются экстрактивные хинтерланды — территории, находящиеся вне плотного городского ядра, но вовлеченные в процессы обеспечения города ресурсами разных типов: водой, мигрантами и штаб-квартирами компаний. Финикс представляет собой пример города, расположенного в пустыне и потому зависящего от обширных водохозяйственных инфраструктур. Это центр быстрорастущей за счет внутренних и внешних миграций агломерации, в последние годы за счет низких налогов, доступной недвижимости и дружественного бизнеса регулирования интенсивно привлекающей офисы крупнейших корпораций. Доступный ресурсу тип мобильности определяет форму его хинтерландов: они образуют различные пространственные конфигурации. Картографирование выявленных экстрактивных хинтерландов показывает, что водный ареал имеет сплошной ареальный характер, миграционный — ареально-сетевой, корпоративный же представляет собой иерархизированную сеть. Эти хинтерланды формируют ассамбляжи, в которых экстрактивные отношения дают разные результаты. Рассмотрение связей между частными хинтерландами одного центра открывает перспективу исследований не только негативных проявлений городского экстрактивизма за счет уравнивания онтологического статуса разнородных компонент территории.</p> 2025-09-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Городские исследования и практики https://usp.hse.ru/article/view/29897 Круглый стол «Вода и город: антагонизм или симбиоз» 2025-11-27T19:06:25+03:00 Константин Эдуардович Аксёнов axenov@peterlink.ru Руслан Ахмедович Дохов dokhov@geogr.msu.ru Сергей Александрович Журавлёв priem@ggi.nw.ru Андрей Станиславович Зиновьев a.zinovyev@spbu.ru Гавриил Николаевич Малышев i@gavrmalyshev.ru Максимилиан Сергеевич Неаполитанский mknea@mail.ru <p>Город — пространство, в наибольшей степени произведенное человеком. Рельеф здесь преобразован зданиями, растительность приведена к эстетическим и утилитарным стандартам, климат изменен островами тепла. Движение потоков подчиняется экономическим и культурным законам. Город насыщен функциями и символами. Это пространство рациональности, планировки, материальной статичности. Вода представляет собой особую нестабильную материальность, во многом антагонистичную территориальности города. Водные объекты воспринимаются как пустые, барьерные, однородные, опасные. Однако зачастую вода может иметь символическое значение для города, формировать пространства социальности, занимать экологическую нишу и быть объектом рекреации. При этом вода также является частью городской экономики и его важной инфраструктурной составляющей. Именно вода создает ключевое соседство в городе, позволяет максимизировать разнообразие. Рассмотрению многочисленных социальных, воображаемых, физических, инфраструктурных ролей воды и водного в городе был посвящен круглый стол, состоявшийся в рамках ХХ Большого географического фестиваля Института наук о Земле СПбГУ (5 апреля 2024 г., Петербург).</p> 2025-09-27T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Городские исследования и практики